Арбитражный управляющий проводящий процедуру финансового оздоровления

Действия управленца при банкротстве

На разных этапах банкротства несостоятельных физических и юридически лиц к арбитражному управляющему выдвигаются различные требования и тот исполняет различные функции. Таким образом, выделяют следующие подвиды арбитражных управляющих:

  • временный, производящий первичную оценку платежеспособности должника, а также осуществляющий сохранность найденного имущества;
  • административный, способствующий реструктуризации неоплаченных обязательств и общему финансовому оздоровлению предприятия;
  • внешний, полностью управляющий деятельностью предприятия до момента исполнения тем своих материальных повинностей перед кредитором;
  • конкурсный арбитражный управляющий, занимающийся ликвидацией непогашенных займов методом распродажи собственности банкрота;
  • финансовый, ведущий дела физических лиц.

При этом один и тот же специалист может провести сразу несколько этапов процедуры банкротства.

Действия арбитражного управляющего — плотно связаны с его правами и обязанностями как специалиста, а также этапом процедуры банкротства. Однако, согласно законодательству, это может быть:

  • информирование о начале и фазе процедуры банкротства широкой общественности, кредиторов, а также работников, соучредителей или акционеров должника;
  • организация собраний заимодателей с ведением протоколов;
  • регистрация требований к неплательщику;
  • контроль над деятельностью потенциального банкрота с целью сохранения его собственности;
  • аудит, инвентаризация, вызов независимого оценщика — зависит от стадии процесса;
  • подготовка отчетности;
  • надзор за погашением требований заимодателей;
  • управление предприятием для его оздоровления;
  • взыскание с должников, по отношению к которым, лицо в процессе банкротства выступало как кредитор.

Кроме того, арбитражный управляющий производит:

  1. Страхование собственной материальной ответственности по ст. 24.1 ФЗ-127, в т.ч. для участия в процессе внешнего управления или конкурсного производства.
  2. Запросы соответствующим службам и организациям о материальном положении неплательщика. В случае отсутствия ответа, подается запрос в суд на принудительную выдачу информации от данных учреждений или физлиц.
  3. Информирование заинтересованных сторон и соответствующих служб про различного рода нарушения, обнаруженные в ходе исследования деятельности должника.
  4. Проведение торгов и оплата обязательств перед заимодателями.

Для каждого шага в процедуре банкротства — разработан свой усредненный план действий арбитражного управляющего. Все полномочия и права данного специалиста очерчены соответствующими законодательными актами.

Но отсутствие у заинтересованных фигурантов дела — контроля над действиями арбитражного управляющего не означает бесправности. Кредиторы имеют возможность обжаловать шаги специалиста по банкротству обратившись:

  • в арбитражный суд;
  • в саморегулируемую организацию, к которой приписан управляющий;
  • в Росреестр;
  • в ФНС или правоохранительные органы.

Сложность заключается в том, что именно жалобщик должен четко аргументировать свою позицию с указанием:

  • нарушенного законодательного акта;
  • документальных доказательств данного факта;
  • просьбы о действиях в отношении нарушителя, что должны быть в компетенции органа, куда направляется заявление.

Если что-то из вышеперечисленного не было обосновано или обращение пришлось не по адресу — действие не станет результативным.

Работа арбитражного управляющего — сложный процесс, местами недостаточно хорошо прописанный, с точки зрения законодательства, но необходимый даже в недоработанном виде. Труд данного специалиста помогает избежать манипуляций и мошенничества в отношении кредиторов, что благоприятно сказывается на инвестиционном климате.

«Спрос» на финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком ее погашения (ст. 2 закона о банкротстве). Наряду с внешним управлением и заключением мирового соглашения данная процедура относится к реабилитационным, то есть направленным на восстановление платежеспособности должника, сохранение его как хозяйствующего субъекта, в отличие от ликвидационной процедуры – конкурсного производства.

На практике, по словам юриста компании «Проспектаси» Константина Заутренникова, в подавляющем большинстве случаев процедура банкротства заканчивается конкурсным производством и последующей ликвидацией должника. По его мнению, основной причиной редкого применения процедуры финансового оздоровления и ее низкой результативности прежде всего является позднее обращение уполномоченных лиц с заявлением в арбитражный суд о признании должника банкротом.

«Как показывает опыт российской судебной арбитражной практики, заявление о признании должника банкротом подается только тогда, когда иные меры по взысканию задолженности исчерпаны, наиболее ликвидные активы выбыли из владения должника. Таким образом, к моменту возбуждения дела о банкротстве у должника, как правило, отсутствует имущество, позволяющее эффективно вести основную деятельность, совокупная сумма задолженности перед кредиторами существенно превышает стоимость самого бизнеса и, как следствие, восстановление платежеспособности должника практически невозможно и не нужно его собственникам и кредиторам», – пояснил эксперт.

Процедура финансового оздоровления в 2017 году вводилась 32 раза, в 2018 году – 19 раз, а в I-II кварталах 2019 года – 8 раз. На это указал юрист юридической службы «Единый центр защиты» Артем Морозов, ссылаясь на данные статистического бюллетеня ЕФРСБ от 30 июля 2019 года. Статистика, по словам юриста, свидетельствует о тенденции снижения спроса на применение процедуры.

В правосознании российских предпринимателей, представителей госорганов и иных заинтересованных граждан господствует, как полагает Константин Заутренников, представление о том, что процедура банкротства – это фактическая ликвидация бизнеса. Предприятие-должник apriori считаетсянеплатежеспособным, а единственной задачей кредиторов и собственников бизнеса становится максимально возможное удовлетворение своих требований.

Предлагаем ознакомиться  Кому и куда жаловаться на управляющую компанию в Москве

«Участники гражданского оборота негативно относятся к перспективе банкротства и не рассматривают ее, в частности процедуру финансового оздоровления, как способ преодоления финансового кризиса. Они стремятся максимально оттянуть время открытия производства по делу о банкротстве, что делает невозможным последующее восстановление платежеспособности должника», – отметил эксперт.

Ассоциация арбитражных управляющих

Если кратко, то СРО — начинает работу с момента регистрации Федеральной регистрационной службой. У каждой организации есть свои внутренние стандарты и требования к членам, при несоответствии которым, арбитражный управляющий исключается из ассоциации.

СРО отвечает за объективность проведения процедуры банкротства, соблюдение интересов должника и кредиторов. По отношению к своим членам, ассоциация выступает в качестве защитника, регулятора деятельности и организатора учебных программ.

Некоторые особенности процедуры

Арбитражный управляющий проводящий процедуру финансового оздоровления

Введение финансового оздоровления, как пояснил Константин Заутренников, возможно на стадии наблюдения, когда должник еще не признан судом банкротом, но у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность восстановлена. В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником должника – унитарного предприятия, а также сами указанные лица или третьи лица в установленном законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в предусмотренных законом случаях (п. 2-3 ст. 75 закона о банкротстве) – к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Если уполномоченные лица обращаются к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, то они обязаны представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов (ст.

76 закона о банкротстве). При этом сам по себе пропуск указанного 15-дневного срока не является препятствием для принятия первым собранием кредиторов решения о введении финансового оздоровления (п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», далее – Постановление ВАС РФ № 29). К решению об обращении к первому собранию кредиторов должен прилагаться ряд документов:

  • план финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности;
  • протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия;
  • перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов;
  • сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения);
  • иные предусмотренные законом документы.

В самом решении об обращении к первому собранию кредиторов должна также содержаться информация о предлагаемом сроке финансового оздоровления (п. 4-5 ст. 77 закона о банкротстве). Если с ходатайством о введении финансового оздоровления обращается третье лицо (третьи лица), то к нему необходимо приложить график погашения задолженности, подписанный уполномоченным лицом, и документы о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств (п. 2 ст. 78 закона о банкротстве).

Важно подчеркнуть, что из норм главы V закона о банкротстве следует, что финансовое оздоровление по ходатайству учредителей (участников) должника или собственника имущества должника – унитарного предприятия может быть введено арбитражным судом и без предоставления обеспечения (п. 33 Постановления ВАС РФ № 29).

НАША СПРАВКА

План финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, план утверждается собранием кредиторов. Он должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 1 ст. 84 закона о банкротстве).

Графиком погашения задолженности по общему правилу должно предусматриваться погашение всех требований, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления (п. 3 ст. 84 закона о банкротстве).


Стоит отметить, что иcполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой. В качестве предмета обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, а также сделки во исполнение такого соглашения, заключенные до введения арбитражным судом в отношении должника финансового оздоровления, вступают в силу одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления (п. 1, п. 3 ст. 79 закона о банкротстве).

Предлагаем ознакомиться  Как быстро продать квартиру без посредников

Могут ли применяться наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, если дело о банкротстве юридического лица возбуждено после вступления в силу решения о его ликвидации, но до исключения из реестра юридических лиц? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем два года. Это осуществляется в форме определения суда, в котором обязательно должна указываться информация о конкретном сроке оздоровления, графике погашения задолженности. Если обязательства должника обеспечены, то определение должно содержать также сведения о лицах, которые предоставили такое обеспечение, о его размере и способах.

Этим же определением суд утверждает административного управляющего, в обязанности которого входит среди прочего ведение реестра требований кредиторов, созыв их собраний, рассмотрение отчетов о ходе исполнения графика погашения долга, контроль полного и своевременного перечисления денежных средств в целях удовлетворения требования кредиторов в соответствии с графиком (ст. 80, п. 3 ст.

83 закона о банкротстве). При этом отличительной чертой финансового оздоровления по сравнению прежде всего с внешним управлением является, как пояснил Константин Заутренников, то обстоятельство, что полномочия органов управления юрлица сохраняются, хотя и при установлении ограничений по распоряжению имуществом должника со стороны собрания кредиторов и административного управляющего (п. 1 ст. 82 закона о банкротстве).

Эксперт подчеркнул, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают важные для эффективной реализации процедуры последствия. В частности, за отдельными исключениями приостанавливается взыскание по исполнительным документам, начисление неустоек и штрафных санкций, действует правило о том, что требования к должнику, не считая текущих платежей, могут предъявляться только с соблюдением требований закона о банкротстве, отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов и т. д. (ст. 81 закона о банкротстве).

В Госдуме с 2017 года на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в закон о банкротстве, который преследует цель расширения практики применения реабилитационных механизмов. Данным проектом предусматривается введение новой реабилитационной процедуры – реструктуризации долгов. Планируется, что уполномоченные лица смогут обращаться в арбитражный суд не только с заявлением о признании должника банкротом, но и с заявлением о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов. При этом по результатам рассмотрения такого заявления нельзя будет открывать конкурсное производство.

Срок реализации плана реструктуризации долгов согласно законопроекту не может превышать четырех лет со дня утверждения его арбитражным судом. Однако по решению собрания кредиторов этот срок может быть продлен, но не более чем еще на четыре года. Наряду с появлением новой реабилитационной процедуры законопроектом предусматривается сохранение существующих, включая финансовое оздоровление.

Ответственный за рассмотрение проекта Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям предложил принять законопроект во втором чтении, подготовил соответствующий текст проекта с учетом поправок, принятых после первого рассмотрения законопроекта Госдумой. Однако на данный момент второе чтение еще не состоялось.

Как назначается арбитражный управляющий?

Назначение арбитражного управляющего из пула членов ассоциации — осуществляется в согласии со ст. 45 ФЗ-127, где оговаривается такой протокол процедуры:

  1. В заявлении от должника, заимодателей или уполномоченных госорганов о начале акта банкротства — указывается определенная СРО или даже конкретный ее член.
  2. Суд посылает запрос в ассоциацию. Она информирует о соответствии квалификации, указанного в документации человека, рассматриваемому делу. Ответ дается в течение 9 дней, срок его доставки — не более 5 суток.
  3. Если лицо не было указано точно, то СРО выдвигает три свои кандидатуры, наиболее подходящие конкретному судебному процессу. Должник и кредиторы имеют возможность отказать двум претендентам на участие в мероприятии (по одному отводу с каждой стороны).
  4. После соблюдения данных формальностей, судья утверждает личность арбитражного управляющего.

Подобный процесс воспроизводится и при смене этапа процедуры банкротства — основанием служит протокол собрания кредиторов.

Информация

Если арбитражному управляющему необходим допуск к гостайне, то этот пункт отдельно указывается в запросе для СРО и ассоциация подбирает человека с соответствующим профилем. При отсутствии такого кандидата, эта информация передается в судебную инстанцию.

Немного иначе обстоит дело, при принудительной или добровольной смене арбитражного управляющего во время процедуры банкротства. В течение 10 дней с момента отстранения, собрание кредиторов обязано указать новую саморегулируемую организацию или ее конкретного члена. При отсутствии подобной инициативы, старое СРО повторяет подачу информации с указанием трех новых претендентов на вакансию.

Если сроки предоставления кандидатуры от ассоциации не выдержаны, то дело о банкротстве ставится на паузу в 30 дней. За это время, кредиторы могут подобрать более оперативное СРО арбитражных управляющих.

Предлагаем ознакомиться  Вступление в силу судебного приказа арбитражного суда

Обязанности арбитражного управляющего

Обязанности управленца в деле банкротства — плотно связаны с правами из предыдущей главы и даже регулируются той же статьей закона. Итак, арбитражный управляющий должен:

  • защищать собственность должника от различных манипуляций;
  • провести анализ и оценку всех видов деятельности несостоятельной организации или частного лица;
  • создать реестр заимодателей и их требований к неплательщику;
  • при обнаружении состава административного преступления, подавать информацию об этом соответствующим службам;
  • отчитываться перед собранием кредиторов, в т.ч. и по сделкам, затрагивающим третьих лиц;
  • не злоупотреблять привлечением сторонних специалистов, используя обязательность их вознаграждение со стороны должника;
  • известить всех участников процесса и госорганы при наличии признаков умышленного либо фиктивного банкротства;
  • привлекать других арбитражных управляющих, если того требует закон или обстоятельства.

Кроме того, определенная категория лиц, получающая в силу своего статуса доступ к коммерческой или гостайне — обязана ее сохранить. Это касается и арбитражного управляющего, который обладает правом на подобные сведения в силу своей миссии в деле по банкротству. Разглашение информации — наказуемо.

Административная ответственность

Труд административного управляющего не только достаточно сложен, с моральной точки зрения, но и законодательно закреплена высокая ответственность за лицом, выполняющим такую работу. Так, согласно ст. 20.4 ФЗ-127, данный участник процедуры банкротства — несет материальные, репутационные и дисциплинарные риски, связанные с качеством исполнения им своих функций.

Что касается административной ответственности арбитражного управляющего, то на законодательном уровне — неразбериха. Согласно одним постановлениям, деятельность управляющего по делам о банкротстве не подлежит подобному виду внешнего влияния. Данная норма направлена на защиту как самих административных управляющих, так и интересов заимодателей и должника от различного рода вмешательств посторонних лиц.

Однако возникает некая неприкасаемость, что тоже противоречит закону. Поэтому были даны пояснения от Высшего арбитражного суда РФ о возможности административных действий в адрес административного управляющего.

Арбитражный управляющий проводящий процедуру финансового оздоровления

Данные полномочия делегированы Росреестру и отражены в соответствующем нормативном акте, касающемся основных положений и функций данного органа. Однако из-за отсутствия прямых указаний, эта организация проводит административные мероприятия не в адрес конкретного управляющего, а в направлении СРО, к которому тот приписан.

Помощник арбитражного управляющего

При ведении процедуры банкротства, арбитражный управляющий имеет право задействовать не только профессионалов со стороны, но и свою личную команду. Например, помощник данного специалиста — выполняет следующие функции:

  • ведение полного документооборота по процессу признания неплатежеспособным юридического или частного лица (переписка, подготовка бланков и т.п.);
  • помощь в проведении встреч кредиторов и судебных слушаний;
  • участие в описи имущества должника;
  • прочее документальное сопровождение.

На подобную вакансию может претендовать лицо с экономическим или юридическим образованием, с высокой стрессоустойчивостью и внимательностью к деталям.

К сведению

Посредник арбитражного управляющего в операциях по банкротству — имеет возможность работать со специальной программой, предоставленной компанией «Русские информационные технологии». Данный продукт содержит нормативную базу, шаблоны документов и позволяет автоматизировать отчетность специалиста, а также многое другое.

Заинтересованность арбитражного управляющего

Согласно ст. 20.2 п. 2, специалист в делах банкротства не может иметь прямой заинтересованности в конкретном деле, т.е. должен являться абсолютно беспристрастным посредником между должником и его заимодателями. В чем же тогда выгода административного управляющего?

  1. Реализация собственного интеллектуального потенциала.
  2. Нетривиальные и сложные задачи.
  3. Конечно, материальное вознаграждение согласно ст. 20.6 ФЗ-127.

Важно

Если же выявлена связь между административным управляющим и каким-либо участником процедуры банкротства, то это повод для отвода специалиста, поскольку нарушает основное требование — беспристрастность.

Расходы арбитражного управляющего

Все расходы арбитражного управляющего, касающиеся его профессиональной деятельности, ложатся на организацию или частное лицо, признаваемое банкротом. Согласно ст. 59 ФЗ-127, оплата труда данного специалиста, обязательных действий с его стороны и работы третьих лиц — производится в первую очередь за счет ресурсов неплательщика.

К расходам арбитражного управляющего относится:

  • публикация информации о состоянии процесса банкротства;
  • наем специалистов со стороны, способных помочь делу (граничная сумма затрат указана в ст. 20.7 п. 3 и 4 ФЗ-127);
  • счета за рассылку корреспонденции;
  • оплата оформления различных прав должника;
  • прочие траты, согласно ходу дела и нормативным актам.

У всех сторон процесса — остается право оспорить необходимость определенных статей расхода. В случае если это было произведено — наступает материальная ответственность управляющего. Возмещение происходит за счет страхования ответственности специалиста и специального фонда СРО, сформированного за счет членских взносов.

Контроль за управленцем процедуры несостоятельности

Финансовое оздоровление: реабилитировать нельзя ликвидировать

Согласно ст. 22 ФЗ-127, деятельность специалистов по банкротству контролируется со стороны саморегулируемых организаций, которые обязаны обеспечить законность работы своих членов.

Влияние на труд арбитражного управляющего имеет и суд, который обладает полномочиями отклонять ходатайства и заявления в свой адрес. Также данная инстанция наблюдает за расходом средств должника и оплатой его обязательств.

Участники акта банкротства и третьи лица​ не имеют контролирующей функции относительно административного управляющего.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector